И ещё один интересный момент хотела бы я затронуть. На этот раз поведу речь о детях. Всё же двадцать три года не такой уж малый срок, как кажется бабушкам у подъездов. И кое-что в этом возрасте уже приходит. Помню, в детстве я решила для себя, что не заведу ребёнка до тех пор, пока не смогу объяснить ему, зачем произвела его на свет. Было такое время, что будучи подростком я часто задавалась этим вопросом: зачем меня вообще родили, быть может, я хотела бы и вовсе не появляться на свет.
Теперь я, пожалуй, могу сказать, что знаю ответ. Детей стоит заводить тогда, и только тогда, когда вы готовы делиться с ними. Своему сыну или дочери я ответила бы, что мне очень хотелось передать свой жизненный опыт тому, кто будет дорог мне, кто будет слушать меня.
Очень сложно завладеть вниманием ребёнка надолго, но в то же время и не найти более внимательных и любознательных слушателей, чем дети. Они готовы слушать что угодно, говорить о чём угодно до тех пор, пока им это не наскучит. Но то, что они всё же услышали, они запомнят надолго, быть может, на всю жизнь сохранят твои слова. И от этой мысли становится теплее на душе.
Думаю, у других окажется куда больше материала для анализа и наблюдений, но и мне уже есть что сказать о нашей проекции на детей. Не важно, из хорошей или плохой семьи ребёнок, есть ли у него оба родителя или только один, или вовсе предоставлен он лишь самому себе, он в любом случае - отражение. Отражение тех, кто его воспитал. Я не буду расписывать подробно, чтобы избежать ненужных споров, но немного прорисую свой взгляд на этот вопрос.
Не буду брать сейчас беспризорных детей, мне их искренне жаль, и в то же время немного завидно. Речь я поведу о детях, выросших в семье. Ни для кого не секрет, что если в семье не один ребёнок, а несколько, они, как правило, более собранные и ответственные, чем те, кто был у родителей единственным. Кому-то может показаться это странным, ведь если ребёнка два, на каждого ляжет в два раза меньше обязанностей. Но это далеко не так. Даже у тех, кто идеально ладит со своими братьями и сёстрами есть подспудный соревновательный фактор. Не важно, за что именно они будут бороться, ведь в первую очередь они будут чувствовать конкурента в количестве родительского внимания. Внимания, любви, тепла, заботы хочется всем детям. И в борьбе за это они готовы взяться за любую работу, - лишь бы на них обратили внимание.
Едем дальше. Даже те дети, которые в открытую заявляют, что не любят своих родителей, а те, кто любит, те и подавно, в любом случае являются их отражением. Вы ведь наверняка прекрасно можете сказать что-нибудь о человеке чисто по первому впечатлению или по внешнему виду. Пристальнее присмотритесь к ребёнку и к его родителям. Вы обязательно увидите в нём их отражение. Ребёнок как губка, впитывает всё, что попадает в поле его интересов. Ему может нравиться, например, как мама готовит или рассказывает сказки. И раздражать, например, как отец орёт и приходит домой пьяным. И всё это отразится в нем. Быть может, не сразу, со временем, но отразится обязательно. И если есть возможность долго и внимательно наблюдать за ребёнком, вы наверняка немало сможете рассказать о тех людях, которые воспитывали его. Это не так сложно, как кажется, особенно если есть возможность сравнить свои выводы с реальным положением дел. Немного практики, и у вас обязательно получится делать верные выводы, видеть это самое отражение.
Плюс к этому, смотря уже со стороны детей, мы видим, как меняются родители с возрастом. Меняется внешность, характер, состояние здоровья. И чем больше ребёнок унаследует на генном уровне, тем внимательнее ему следует эти изменения запоминать. Ведь пройдёт не так много времени, лет, может быть, десять или двадцать, и он сможет рассмотреть те же изменения в себе самом. Он может с гневом отвергать это, или с грустью соглашаться, но факт остаётся фактом - дети отражают не только моральные качества родителей, но и физические.
И тут я задумалась, а как же это - воспитывать чужого ребёнка? В детстве, да и сейчас, я часто думала, что если своих детей у меня не будет, я обязательно возьму приёмного. Есть на Радио России такая передача, Поезд надежды или как-то так. Там рассказывается о разных детках, воспитываемых без родителей в детских домах.
Что же будет отражать ребёнок, родители которого совсем не вы, а другие, посторонние люди, которых он, возможно, и не видел ни разу в жизни? Какого это, с прошествием времени всё больше и больше понимать, что в ребёнке нет почти ничего от вас самих? Как можно мириться с тем фактом, что даже будучи идеальной матерью, вы так и останетесь чужим человеком? Да, ребёнок может безгранично вас любить и уважать, да, вы можете испытывать по отношению к нему то же самое. Но неужели никогда у вас в голове не промелькнёт пару предательских мыслей о том, каким был бы на его месте ваш собственный, или о том, что уж со своим-то вы обходились бы совсем по другому в той или иной ситуации?
Возможно, у искренне любящих родителей никогда не возникает ни подобных мыслей, ни вообще таких вопросов, кого-то, возможно, ужаснёт моё невежество. Но я уже задумалась, и теперь мне очень сложно представить, что отразится в приёмном ребёнке, и тем меньше, чем старше он будет становиться. И чем лучше я буду это видеть, тем меньше будет во мне искренности и тем ббольше грусти, а дети ведь отлично видят такие вещи. Не станет ли это зеркало кривым, не отразится ли в нём настолько извращённая картина мира, что станет страшно?